NETRA-ART-GALLERY

Памир загадочный и чарующий. Фотогалерея.

У киргизов Памира 1992г.

Остальные фотографии на Я.Фотках

                              

                         «Избранные легенды Памира.»

                                                                       Евгений Нэтра

                                                                       Иоанн Горненский

                                         Легендарный Шари-Барбар.

     Всё повторяется... .
     Некогда в  Аличурской  долине был дивный город,  в котором правил индийский царь Барбар. Много караванных троп вело в этот город. Говорят,  что люди здесь жили прекрасно в радости и благости золотого века, не старели и не умирали. Только вскоре забыли они  своего Творца и перестали его славить за все изливаемые на них милости. И тогда Вседержитель послал им бичь Божий великана Худама,  который  уничтожил  всех жителей,  а небесный огонь сжег дотла город,  воспоминания о котором остались лишь в священных песнопениях памирцев-"мадо". Другие полагают, что его уничтожил зять Пророка - Али. Сейчас лишь ветер и терескен,  да редкие теперь рога архаров на месте некогда великой мечты Трансоксиана, "Фаты Морганы" Восточного Памира.

                                  Т р и   д е р в и ш а

     В Средней Азии существует предание,  что иногда на  старых мазарах собираются  три  странника-дервиша  и рассказывают друг другу истории о чудесах этого мира,  что им пришлось увидеть  и пережить во время паломничества к великим святыням. Блажен тот, кто встретит их на пути и получит благословение.

                                    К а п и щ е   в   г о р а х

     Сколько религий и верований, культур и народов пересеклись в сердце Земли на Крыше Мира!  Здесь  прошли  фаланги  Искандера-Зол Карнаи,  тумены  Чингиз-Хана,  конница Бабура и отважные воины Тимура. Эти горы родили Заратустру и огнепоклонников, таинственных исмаилитов,  которым  принёс учение из далёкого Арабистона великий поэт-пророк Носыр Хусрав.  А ещё тут много святынь ислама - мазаров великих хаджи.  Иногда в ущельях гор можно набрести и на  древнее  капище, вытесанное из камней ещё первыми обитателями этих гор - великанами рефаимами.  На некоторых из них до сих пор лежат драгоценные подношения,  "но жертва Богу дух сокрушен" (из Писаний). Не унести это золото искателям земных сокровищ.

                                  У щ е л ь е   д у х о в

     Непостижимы верования гор. Памирцы считают,  что из лучей солнца рождаются  белокурые пари, а из дыма - аджина.  За золотом стоит черная пари, женщина-оборотень в капюшоне с медными ногтями и  носом-"жестармак". Из сказочной страны Куи-Коф приходят гули и алмасти, сродни нашим лешим.  Лунноликие пари любят отважных охотников,  а черные пари-"жестармак" -  охранительницы старых кладов.  Через двести лет в глубинах озерных вод из рыб образуются змеи,  а  по  прошествии ещё  такого  же времени последние превращаются в драконов, но все они повинуются царю подземного царства Шохи-Моро. Незримый мир  горных  духов  до  сих пор живёт здесь своей первобытной жизнью, не тревожимый миром земным.

                           Л е г е н д а  А л а я - Д ж а л ь-Х а й д а р

     Киргизы Алая рассказывают,  что за грядой гор, ограждающих эту долину,  на южных склонах хребта, находится чудесная страна - Джаль-Хай-Дар.  Она возникла во времена "золотого века" человечества, когда все люди на земле были блаженны.  Там находятся сады, в которых до сих пор растут неведомые плоды и неувядающие цветы. Женщины там не стареют и  вечно  остаются  прекрасными. Золото там  кипит  и бурлит в родниках.  Живут там одни святые. Все блага жизни имеют в изобилии,  смерть, холод и мрак изгнаны из той страны навсегда. Но смертному туда никогда не проникнуть. Предание гласит,  что какой-то смельчак, увлёкшись преследованием диких коз, попал на ту сторону гор, и взору его предстал дивный Джаль-Хай-Дар. Когда же по возвращению домой он собрал друзей и отправился с ними в удивительную страну, то вместо земного рая они нашли бесконечный снег,  стужу, и непреодолимые ледники гор, от которых и погибли. Видимо, сейчас утратили люди первозданную чистоту,  и  недоступна для них страна небесного блаженства.

                               Cи н д и ф с к и е   к р е п о с т и

    В центральной части королевского ущелья Шох-дары находится несколько скал.  Потомок чингизидов владетель Памира Малик Буга решил построить здесь в 14 веке свои укрепления.  Эту работу он поручил великому зодчему Миросану из Бодахшана.  С большим трудом мастер построил на этих скалах замечательные крепости, но в награду жестокий  правитель  приказал отрубить ему кисть правой руки, чтобы он больше не строил подобных сооружений. Однако Миросан бежал после этого в Афганистан и там создал ещё много замечательных строений, в том числе и Бар-Пянджь-Кала. В начале  20 века владетелем этих крепостей был Азиз-Хан -последний правитель Памира.  После революции хана  схватили,  а его резиденцию,  находившуюся  в одной из крепостей,  приказали разрушить. Такова вкратце история этих  удивительных  скал,  до сих пор стоящих в ущелье реки Шох-дара.

                             М а з а р   Х о д ж и   И м о м

     Это странный мазар, мазар, где никто не похоронен. Простые люди не мудрствуют лукаво.  Они рассказывают,  что было это очень давно, так давно, что никто, ни один пир или халифа, не скажет - когда.  Тогда в эти края пришёл один дервишь, благородные черты лица которого выдавали его знатное  происхождение, кто он - никто не знал. Долгое время он молился в пещере в верховьях Гунта.  Однажды он вышел оттуда и  говорит:  "Люди, если к вам придёт большая беда,  то вы позовите меня, я выйду и помогу вам,  но зовите только тогда, когда будете действительно иметь нужду во мне".  Сказав это, он снова скрылся в пещере. Но беспечные люди,  которым безразличен покой  отшельника,  решили его испытать. Однажды, собравшись вместе, они закричали: "Имом! Имом! Выходи, нам нужна твоя помощь". Прошло немного времени, и на пороге  пещеры показался встревоженный ходжи.  Но обманщики, испугавщись его гнева,  сразу разбежались. Отшельник ходил, искал, звал, но никого не нашел. И тогда он воскликнул: "Га-Гунт, га-Парюшен", что значит:  "Иногда - много,  иногда  -  никого". Рассерженный, он вошёл в пещеру и исчез навсегда. И больше никто его в этом ущелье не видел.  Поняли люди свою вину, но поздно, и во искупление они построили на том месте мазар. Часто Господь даёт нам просимое сокровище,  а если мы  это не ценим, то тутже забирает. Блажен, кто всегда благодарен Вседержителю за его дары.

                                         У щ е л ь е   Х а и т

     Места благодати, места скорби, незримы бесчисленные трагедии гор. Уже много  десятилетий  со  слезами  взирает  эта одинокая женьщина, в белом памятнике "матери земли", на могиле своих дорогих детей, жертв трагедии Хаитского землетрясения 1949 г. Старики рассказывали,  что незадолго до этого ужасного дня в эти  места пришёл дервишь,  и,  как некогда странник Содома и Гоморы, был укором в глазах злых. Он говорил местным, погрязшим в нечестии жителям, о грядущем гневе Аллаха, и призывал к покаянию. Но не послушали его жители Хаита, сердца которых окаменели в безнаказанности их злодеяний, прогнали они Божьего посланника. Только один старик со своей семьёй внял его словам и последовал за пришельцем, уходя подальше от обречённого града.
     На следующий день в воскресенье был большой  базар.  В  10 часов утра раздалось несколько сильных подземных толчков,  и на Хаит рухнула огромная гора, погребя под собой жителей и всё живое в этом месте, навеки. Богиня-мать, воплощённая в белом камне,  взирает на Хаитское ущелье,  и  молчаливыми слезами призывает народ к покаянию, но сейчас, как и прежде, люди не слышат её. 
    Каждый день  человек плетёт своими делами незримые одеяния добра и зла.  Свеча нашей жизни быстро догорит...  . Что от неё останется? Смрад и копоть потухших желаний-страстей, или благоухание ладана - чистоты нашего сердца?  Ещё сегодня всё зависит от нас.

Мазар Ходжи Нуреддина, основателя Басида и Равмеда

     Эта история сейчас уже многими забыта, а те, кто ее знают, предпочитают сохранять тайну.  Из крупинок  вечности  рождаются саги Бартанга. Бобо Басида говорят, что мазар Сафетдарон и Равмедский мазар Нирв имеют общие корни в иранском Хюросане.
     История повествует,  что  в старые времена в Иране жил известный падишах.  Мирно протекало  его  правление,  но  однажды прогневался Аллах на ту страну и послал Ангела,  принесшего болезнь вабо (тиф). От нее умерло много людей. Ни молитвы,  ни  лекарства,  ничто  не спасало жителей той страны от этой ужасной болезни,  каждый день уносящей десятки и даже сотни  жизней.  И  никто из мудрецов и советников не знал, как помочь правителю избавить свой народ от этой напасти. Как-то в  тех краях появился безвестный нищий дервишь.  Он говорил, что нужно принять гнев Аллаха и милостиво молить его о прощении, но безумные люди гнали его отовсюду и хотели убить. В конце концов дошло об этом известие и к падишаху.  Он  подумал, раз в это тяжкое время появился такой человек, то в этом что-то есть и приказал его привезти к себе во дворец. Странника привели к повелителю,  он упал ниц перед восседавшим на троне. Падишах говорит:  "Встань! Я вижу, что ты непростой человек, может, тебе ведомо,  как избавить мой народ от болезни вабо, не молчи, и я награжу тебя по-царски,  и дам все,  что ни пожелаешь. Твои потомки до пятого колена не будут ни в чем иметь нужды. Но если ты обманщик,  шарлатан, который зря волнует народ, то берегись, ибо тогда ноги твои скоро узрят голову".  Ничего не ответил ему на это дервишь,  ибо в это время пребывал в  молитве,  а  страх имел лишь перед Богом. Что сделает ему человек? Поклонившись до земли,  он быстро покинул падишахский дворец.  Однако вскоре по городу  разнеслась весть о чуде,  видимо,  Господь сжалился над несчастными по молитве праведника и люди стали  выздоравливать. Тогда падишах приказал вновь привести дервиша к себе и говорит: "То, что ты сделал, достойно величайшего, отныне ты наш царь, а мы  все твои слуги".  Но здесь дервишь упал перед правителем на колени и, впервые после долгого молчания, заговорил: "О повелитель,  простите меня,  грешного, но если вы призрели на мое недостоинство, то выслушайте вашего ничтожного раба. Отпустите тех из вашего народа,  кто пожелает идти со мной в далекие горные страны.  Больше мне ничего не нужно". Удивился тогда падишах двум вещям, первой, что дервишь наконец заговорил после длительного молчания,  а второй  -  это  ничтожности  его просьбы о награде,  и ответил так:  "Ты свободен, бери кого хочешь, необходимое для пути получишь и отправляйтесь  в  дорогу, вас никто не задержит". В тот час с дервишем пожелало идти много иранского  народа и визирь, опечалился падишах этим, но сдержал данное слово. Получив из царской казны припасы на дорогу, путники направились на Север, в сторону видневшихся вдали гор. Целый день они были в пути,  а там, где их заставала ночь, останавливались на ночлег.  Шли они довольно долго по лесам, по тяжким горным тропам,  преодолевая много бурных рек, ледников и высокогорных перевалов. В конце концов они пришли в благодатную горную страну Бадахшан.  Одна из групп пиллигримов остановилась в районе Хиджиза, а вторая в районе Рущана. Первой части путников дервишь дал ручку калям,  и они стали его учениками мюридами, те же,  кто получил от него посох, со временем стали правителями этих мест. Сам дервишь  с  небольшим  количеством  преданных учеников направился в район, где со временем возник кишлак Басид. Дальше много  страниц  стерлось  из истории этой старинной рукописи, но на одной из полуистлевших говорится, что когда они пришли в это широкое место у реки Бартанг, Бог послал им ангела в виде орла каракуша.  Дервишь сказал,  что если его коснутся,  то это будет знак милости от Бога, а там, где орел сядет, будет основан город. Но напрасно люди пытались приблизиться к нему.  Орел все время садился рядом,  но тутже взлетал к вершинам ущелья, и так повторялось все время.  Видя это,  Ходжа Нуреддин (так звали дервиша) говорит,  что только чистому человеку каракушь дастся в руки, и он узрит ангела.  В те времена в соседнем ущелье в кишлаке Бардара пребывали два дервиша,  а звали их Пок и Апок, что значит   чистый" и "нечистый". Дух чистого всегда возносился к небесам,  а возле  нечистого постоянно крутился пес.  Дальше история говорит, что их пригласили в Басид. Орел все еще играл с людьми, опускаясь и поднимаясь вверх, а затем сел поодаль и стал наблюдать за людьми. Ходжа Нуреддин сказал ему нечто, но тот молчал, и тогда он взял свой кувшин-джон,  который всегда был с ним в странствиях, набрал в него воду из горного источника, подошел безбоязненно к орлу, который все также сидел неподвижно,  и вылил ему на голову, и тут произошло чудо - орел превратился в фаришта,  ангела, и заговорил с бардаринскими шайхами.  О чем они говорили, история об этом умалчивает. Но, видимо,  ангел благословил это место,  и путники остались здесь жить и основали кишлак Басид.  На том месте, где сел орел, возник мазар Хасанбон,  и была посажена роща.  Орел также указал на  место,  где  возник  Сафетдарон (мазар) и в ущелье с другой стороны Басида,  где сейчас мазар Нирв. Там поселился со временем Ходжа Нуреддин. Нам также,  часто, являются небесные вестники, но немногим даются в руки.

                                    Калай-Хуссайн

     Недалеко от кишлака Калай-Хуссайн  находится  привлекающее внимание путников сооружение, похожее на буддисткую пагоду. Это мазар Хозрат Султана Джуль-Аджой-Худжа,  брата знаменитого туркестанского пира Ходжи Ахмада Ясави. Мало кто из приходящих сюда зиаратчи может рассказать  его историю. Один мулло мне говорил, что Хозрат Султан долгое время жил со своим братом в священном  городе  ислама  Туркестане.  И Хозрат Султан был долгое время мюридом у своего брата - великого пира. И вот однажды последний призывает к себе брата и говорит: "Отныне  наши  пути разошлись,  я остаюсь здесь в пещере и буду молится Богу,  пока он не призовет меня,  а ты отправляйся странствовать по свету,  а когда состаришься,  ищи место своего вечного упокоения.  А найдешь ты его таким образом: там, где хочешь, чтобы был твой мазар,  вырой яму,  а затем ее засыпь обратно,  а там, где она будет ниже края земли на лопату,  там и оставайся жить, и в том месте и будет по твоей кончине тебе мазар". Выслушав этот рассказ-наставление, Хозрат-Султан со слезами простился с братом и отправился в тяжелое путешествие. Много пустынь,  гор и рек пришлось ему преодолеть на пути. Побывал он в Арабистоне,  Хиндустоне, Макка, Калайхуме и даже в стороне великого Тибурха,  однако где он ни копал землю, выполняя завет брата,  после засыпания всегда над ямой был  еще  как обычно холм.  И вот пришел долгожданный день.  Тогда он тоже не надеялся на удачу и, как всегда, вырыв яму, стал ее забрасывать землей. Когда  он закончил эту работу,  то увидел с изумлением, что на этом даште произошло так,  как предсказал  ему  об  этом брат -  уровень земли оказался на штык лопаты ниже уровня засыпанной ямы. Обрадованный пир остался там жить до своей кончины, а когда  он  переселился  в лучший мир,  то был здесь похоронен своими учениками. Немногим своим  возлюбленным Всемогущий и Милосердный дает знаки времени отшествия и указывает на их место вечного упокоения.  Говорят, что перед войной из  центра  пришло  распоряжение
уничтожить этот мазар, но ни у кого не поднялась рука сотворить это кощунство.

                                      Легенда о Саргалтале

     Тяжелые времена переживали Памирцы.  Совсем не стало жизни от афганцев-собак,  которые ужасно безчинствовали на их  земле. Грабили  и насиловали местное население,  а мальчиков и девочек забирали в полон, продавали в рабство... . Видимо, услышал их мольбы и стоны Всевышний. И вот, в посрамление нечестивых,  воздвиг он в среде шох-даринского  народа богатыря-пахлавона Саргалтала.  Выше  двух  саженей  ростом был Саргалтал, ни один конь не держал его, поэтому ходил он на охоту пешком.  Дубиной  ему служило вырванное с корнем дерево.  Не было преград в этом мире для Саргалтала, даже бурные горные реки, что и лошадь не переплывет, он переходил вброд. Однажды афганцы близ Кабула  устроили  состязание  борцов. Один из них,  победитель,  пуштунский богатырь,  в конце обошел ряды гостей и говорит:  "Мне,  как и Хозрату Али, нет соперника во всем  Бадахшане".  Но тут кто-то из народа крикнул ему:  "Не говори так. Ты еще не победил шугнанского пахлавона Саргалтала".  Нахмурился воин-победитель,  и говорит эмиру:  "Теперь нет мне покоя,  пока я не покажу этому невежде из-за  Пянджа,  чего стоят афганские борцы".  Эмир тутже хлопнул в ладоши и приказал найти шугнанца и немедленно доставить его сюда. Когда они пришли в дом Саргалтала на Шох-даре,  тот еще не вернулся с пастбища. А к вечеру,  видят они - идет богатырь,  под ним земля дрожит, а на плече его огромное дерево, на котором висит туша горного козла.  Сказали ему посланные о приказе хана и, после ужина, состоявшего из хума масла (150 л.) и мешка тутовника,  похлавон отправился вслед за ними.  Пока афганцы переходили  мост, Саргалтал переправился  через  бурный  Пяндж  вброд.  Когда они пришли на стадион,  там уже все было готово к состязанию.  Эмир приказал принести по большой косе с яичницей,  афганец пока ел, Саргалтал один раз махнул рукой,  и дно косы заблестело. Затем, после непродолжительного отдыха,  началась схватка.  Пуштун был сильно намазан маслом так,  что за него невозможно  было  ухватиться, и он стал гнуть ногу шох-даринскому богатырю, но сколько он не пытался оторвать ее от земли,  так ничего  и  не  смог сделать. Тогда,  изловчившись,  шугнанец  схватил противника за голову и зажал ее под мышкой, а затем, невзирая на бесчисленные удары кулаков  афганца,  оторвал его от земли и понес по кругу. Так, обойдя несколько раз, в конце концов бросил бездыханного у ног эмира.  Все афганцы были удручены смертью любимого пахлавона, а эмир всеже решил наградить победителя конем, салой, чамусами, и для жены всякий шурум-бурум хотел дать, но пахлавон отказался от подарков, говорит: "Я воевал во славу своего народа, и  мне ничего не нужно",  и также налегке он отправился обратно пешком домой, неся дух победы памирским жителям Шох-дары.  Бог в правде, а не в силе. Ему принадлежит последнее слово в этом мире.

                       Легенда о мазаре Ходжа-Алямбдор

     В верховьях реки Бартанг на другой стороне  возле  кишлака Пасор, в удивительном месте,  за Хавраз-дорой,  находится мазар Ходжа-Алямбдор. В давние времена,  говорят, в этих местах жил один богачь. Тогда пасорцы сильно голодали,  но сколько они не обращались  к богачу за  помощью,  он им все отвечал,  что самому мало хлеба. Однажды мимо Пасора проходил караван купцов. Продукты у них тоже закончились и,  по совету местных жителей,  они тоже обратились к этому богачу.  Но он и им сказал: "Себе не найду, откуда вам возьму хлеба". Опечаленные купцы тогда пошли к реке, с другой стороны которой находился старый мазар, и всю ночь молились там Богу.  И, видимо, Всевышний услышал их слезные молитвы, ибо на другой стороне у мазара загорелся  свет.  Это  влило  в  них столько энергии, что они готовы были тутже двинуться в дальнейший путь.  Подойдя к каравану верблюдов, люди с великим изумлением обнаружили,  что  хурджины  их  доверху  наполнены  мукой. Счастливые, они двинули дальше по своим делам,  а жадный богачь в туже  ночь  заболел и вскоре умер.  С тех пор этот безвестный мазар в народе прозвали Обида Ходжи или Утоли мои печали.  Часто мы с вами в этом земном пути кажется подходим к последней грани жизни и нами овладевает смертельное  отчаяние,  но помощь совсем рядом, стоит только со слезами возопить к Богу.  Спаси Вседержитель создание свое!  И  тутже  душа  получит утешение, и  мы  узрим просимое чудо.  Вспомните о мазаре Ходжи Алямбдор и не отчаивайтесь.

                                  Легенда о птице Рох

     Старинное сказание Бодахшана говорит о чуде горы Башаи. На этой горе, вершина которой упирается в небеса, живет удивительная птица Рох.  По судьбе,  предначертанной ей, - она несет огромные яйца. Только из этих яиц вылупляются не маленькие рощата, а разрушительные шайтаны.  Мир бы давно погиб от  такого  количества сил зла,  но по велению Божию эти демоны не успевают воспользоваться своей пагубной силой,  ибо на этой горе  уже  много  лет пребывает великий святой Ата-Вали.  Как только из яиц птицы Рох вылупляется очередной шайтан,  святой произносит слова молитвы, и в туже секунду враг исдыхает. Ата-Вали должен быть очень бдительным и не спать ни день ни ночь,  чтобы не  упустить  момент рождения демонов. За эту многотрудную работу Бог сделал хозрата бессмертным.
     Поразительно, что  еще  великий  турецкий   путешественник Ибн-Батута решил  проверить  истинность этой легенды и поднялся на чудесную гору. Там он действительно встретил прекрасного молодого человека, который и был великий страж мира Ата-Вали.
     В этом  мире каждую секунду происходит борьба между силами добра и зла,  и наше в нем участие записывают в книгу  жизни  с одной стороны  - ангел-хранитель,  с другой - ангел-искуситель. А мы,  чтобы обрести жизнь вечную, должны быть бдительны в жизни, как Ата-Вали.

Мата-ташь

     В сказочной стране Памира я созерцал одно из удивительнейших чудес  Рангкуля  - пещеру Мата-ташь,  находящуюся надо мной более, чем в двустах метрах. Ветры гор поведали мне эту легенду.  Тогда в  Самарканде жил кудесник Афросияб,  а равнины Азии уже топтали македонские фаланги Искандера, Александра Великого.  В Туране в те времена правил Хан-Хайкус, который кроме Афросияба имел еще непокорного сына Сиявуша. Последний тогда, неподчинившись воле  отца,  бежал к брату Афросиябу,  который его вначале милостиво принял и отдал ему даже в жены любимую дочь с приданным - заравшанскими землями ближе к мирной Аму,  чтобы он защищал их от набегов варваров. Выбрав себе хорошее место,  Сиявушь построил себе крепость в районе Бухары. Но недолго он там царствовал, ибо дела его были злы, и узнав об этом, его брат Афросияб изгнал нечестивого в Бадахшанские горы, где он также держал местный народ в рабстве, будучи кровожадным правителем. И только пришедший сюда Али изгнал жестокого правителя,  воины которого в народе получили название Сияхпуши - черные колпаки. Было ужасное студеное время,  бежали разгромленные Али сияхпуши, унося свои проклятые сокровища. Видя, что в такую непогоду им далеко не уйти,  решили они их спрятать  поблизости,  в ранкгульских скалах, где, по словам местных жителей, находились недоступные пещеры.  И вот,  чтобы забраться туда, стали резать они лошадей и крупы их примораживать к скалам, а затем по такой лестнице взбираться все выше и выше.  Но лошадей нехватало  для подъема, и тогда стали резать рабов,  и их тела служили лестницей к пещерам Мата-ташь, добравшись до которой, собаки Сияхпуши замуровали в ней свои проклятые сокровища.
     С тех пор пески пустыни замели многие могилы.  Покрывались водой материки, исчезали империи, не осталось и пыли имен великих завоевателей мира. Осталась легенда. Многие смельчаки,  забравшись  с  великим трудом в пещеру, пытались овладеть сокровищами сияхпушей, но проклятие крови лежало на них,  и гибли несчастные,  неведающие,  что черная пари охраняет клад,  и только жертвой можно его  добыть.  Птица  Рух склевала не одну гору времени, но недоступна смертным тайна Мата-Ташь.
     Ничего в  мире не изменилось с тех древних времен.  Сейчас дьявол за свое золото также требует крови человеческой.

                                        Ляджуар-дара

     Ляджуар, ляпис-лазурь,  лазурит - синонимы голубого камня, из которого в последнем небе будет построен дом Господен.   Драгоценный камень земной гармонии и успокоения души находится в труднодоступном месте Памира -  верховьях  реки  Ляджуар-дара. Сейчас это место напоминает огромный замок-крепость с бесчисленным количеством шурфов-бойниц. Издревле пути к ляджуару охранялись земными  властителями, и путника, раскрывшего тайну этого места, ждала смерть. В те времена никто не мог подняться на скалу-стену, наполненную драгоценным лазуритом,  лишь огромные горные орлы-грифоны, перенося освежеванную тушу баранов, невольно кидали искателям вниз прилипшие к мясу кусочки бесценного лазурита.  Затем сюда пришли китайцы и резали на камне владевших  копями монгольцев, чтобы овладеть вожделенной скалой.  До сих пор у подножия  скалы  есть  камень  монгульджончь, впитавший в  себя  следы  их крови навек.  Много трагедий молча хранят горы.  Когда,  говорит предание, соединится земное и небесное, и  обитатели  горнего Ирема получат в подарок все тайны земные и его сокровища, то на вершине пирамиды духа засияет камень любви и добра - ляджуар.  А пока в поте и тяжелых трудах,  на огромной высоте, добывает человек небесный камень, добираясь сюда по трудной дороге, ведущей к дому восходящего солнца.

                             Чештебе - ущелье пяти гор

     Дороги высокогорной пустыни,  ведущие в никуда, пересекают это пространство во всех направлениях.  Здесь стужа и зной, голод и жажда, чудесные источники, жалость и отчаяние, восторженность и блаженство - все рядом... . Дороги на Зоркуль, караванные пути прошлого,  великих воителей и переселений народов,  до сих пор наполняют эти места.  С одним из загадочных существ Сарыкола, черной  пари-"жестармак"  связана  легенда о Бешкаттын, находящемся в Чештебе.
     Киргизы говорят,  что "жестармак" рождается из золота, которое лежит более 100 лет вдали от людей. Трагедия произошла в одном из удаленных кишлаков ущелья, в нем жило несколько молодых семей.  Однажды мужья, оставив молодых женщин, уехали на заработки в Афганистан. А женам наказали на ночь запираться в домах и никого не впускать.  Но, когда они уехали, их  отсутствием воспользовался жестармак,  который подкармливал собак, а затем в виде нищенки каждую ночь приходил за подаянием и душил доверчивых девушек, выпивая из них энергию. В последнюю ночь он пришел к мудрой кампыр (старой женьщине) - но та, поняв,  в чем дело,  встретила оборотня - выплеснув на него из косы расплавленное масло.  От ужасного ее крика  умерло  все живое, но старушка успела заткнуть уши воском,  а на месте жестармака остался лежать лишь кусок  золота.  Вскоре  вернувшиеся мужья из Афганистана не нашли уже своих возлюбленных, но увидев кусок золота, поняли, какая трагедия произошла здесь.
     Кто ищет  золота в этом мире,  встретит и черную пари,  за блеском богатства всегда стоит смерть.

     Памирскими тропами.   

         Путешествия протяженностью более 10 лет по тропам и бездорожью Памира в составе экологической и этнографических экспедиций.

Экспедиция йогов-гоминошников. каждый год летом по2-3 месяца  в труднодоступных районах горного Таджикистана, а позднее Горного Бадахшона (Центр. Памир), не могла  не оставить отпечаток  на всю жизнь участников и организаторов Этих авантюрных походов.

Под эгидой "Комсомольской правды", позднее журнала "Азия и Африка сегодня" и в целом под кураторством сотрудников Инсититута Востоковедения АН - И.Д. Бурцева, В. Макарова и др. .

       Много вышло на эту тему уже книг участников этих походов.
Назову лиш одну из них , А имено "Тропою козерога"  В. Гузмана.

А также "Избранные легенды Памира" И. Горненского и Е. Нэтра.

Написано не без притензий, но в целом не плохо передающей дух искательства, курьёзов и парадоксов того интересного и наполненного духовными исканиями  времени 80-х. Когда казалось вот вот мы приобщимся к тайнам бытия. Хотя в целом тот опыт для многих не прошел даром и многому научил нас.

С удовольствием читаю написанные с даоским юмором Заметки и воспоминания о тех походах В.Сазонова.Смотри на www.strannik.de.

   Да было чудесное время, когда казалось мы были едины. Но время разбрасало всех по странам и весям.

Появилась амбициозность и значимость в воспоминаниях авторов, порой это забавно... Тем не менее эти воспоминания прекрасны.

Всем им привет и поклон! Удачи и реализаций в творчестве!

Ниже буду приводить ряд воспоминаний, памирских легенд и полевых наблюдений.

 

Бесплатный хостинг uCoz